Дневник Евгении: «Как я узнала, что у меня рак кишечника»
Дневник Евгении: «Как я узнала, что у меня рак кишечника»
В сентябре 2020 года Евгения Сорокина обратилась к врачам по поводу сильной усталости и длительного дискомфорта в кишечнике. Причину такого состояния обнаружили в ноябре — оказалось, это злокачественная опухоль, колоректальный рак.
Историю лечения и жизни с диагнозом Евгения решила подробно рассказывать на «Профилактике Медиа». Публикуем первую часть ее дневника.
О цели дневника
Меня зовут Евгения, я живу в Москве и много лет работаю в сфере маркетинга. В 44 года я столкнулась с диагнозом «аденокарцинома толстой кишки» — рак восходящей ободочной кишки.
Второй год я прохожу лечение, и за это время мне пришлось разобраться во многих нюансах, связанных с болезнью. Я подумала, что, поделившись своим опытом, возможно, я смогу помочь тем, кто находится в начале пути и не понимает, что его ждет, или пытается помочь близкому человеку.
Я помню, как мне было страшно от неизвестности. Моя цель — не столько рассказать о личных переживаниях, хотя как без этого, а в большей степени поделиться полезной информацией, которую мне удалось узнать в процессе.
С редакцией «Профилактики Медиа» мы решили дополнять мой рассказ комментариями врачей, чтобы он стал максимально информативным.
В первой колонке я расскажу о событиях, которые предшествовали постановке диагноза — о скрытых и явных симптомах, обследованиях и моей реакции на происходящее.
О жизни до болезни
«Ну что? Случайная находка?», «А как обнаружили?» — подобные вопросы мне задавали на приемах разные врачи уже после постановки диагноза. Оказалось, что рак кишечника очень коварен тем, что почти не имеет симптомов, поэтому редко обнаруживается на начальных стадиях. И есть исследования, показывающие, что злокачественные опухоли могут развиваться чуть ли не в течение 10-15 лет.
Так, вероятно, произошло и со мной. Особых симптомов — так, чтобы их заметили родные или друзья — не было. Уже потом, узнав о диагнозе, я поняла, что сигналы-то организм подавал, но я никак не могла предположить, что это рак.
Небольшая предыстория: у меня никогда не было особых проблем со здоровьем, никакого лишнего веса. Три года назад, в 2018-ом, я бросила курить и практически отказалась от красного мяса.
В 2017 году у моей мамы обнаружили гормонозависимый рак молочной железы 2 стадии, и я занималась организацией ее лечения, мне пришлось много чего изучить на тему онкологии. Насколько я тогда поняла, рак после 60 лет, как в ее случае, чаще говорит не о наследственности, а, скорее, о случайных генетических поломках и влиянии образа жизни. Более того — в нашей семье не было случаев онкозаболеваний раньше.
Короче говоря, ничего не предвещало. Хотя я понимала, что о здоровье надо заботиться, тем более после 40…
О тревожных симптомах
Итак, примерно за пару лет до постановки диагноза я стала ощущать усталость, апатию, раздражение. Кто из нас их не испытывает? Я стала чаще уходить в отпуск, но его эффекта хватало буквально на неделю. В итоге я даже уволилась с работы, решив, что столкнулась с абсолютным выгоранием и мне нужен отдых и перерыв, — настолько мне было некомфортно. Согласитесь, это тоже не выглядит, как повод проверить кишечник…
Я не работала почти год — много гуляла, спала, правильно питалась, ходила в бассейн. Но никак не могла понять одного — почему мне становилось не лучше, а хуже. Я по-прежнему не чувствовала энергии и сил, ничто не вызывало интерес, поиски работы давались с трудом, вдобавок все это совпало с пандемией. Сначала я усиленно заставляла себя чем-то заняться, потом наоборот позволяла себе ничего не делать, но все это не меняло ситуацию.
Из явных симптомов — примерно за год до постановки диагноза, зимой 2020 года, появился дискомфорт в кишечнике — вздутие, иногда диарея, но ничего сверхнеобычного, думала я. Я тогда связала это с изменением диеты — мне хотелось есть как можно больше овощей и как можно меньше мяса.
Затем несколько раз повышалась температура до 38 и держалась 1-2 дня, но я принимала жаропонижающие — и все проходило. Последний такой эпизод был за месяц до обнаружения опухоли.
Летом 2020 года я обнаружила, что мне стало трудно подниматься по лестницам, например, при выходе из метро — сразу возникала одышка, которой раньше не было. И что я подумала? «Безобразие! Совсем мышцы стали слабые! Надо все же не только плавать, но и пойти в тренажерный зал».
А еще появились очень странные желания в плане еды: я полгода не могла жить ни дня без авокадо и сухой морской капусты, хотя мне никогда так не хотелось конкретных продуктов. Кстати, уже в больнице после операции моя соседка по палате рассказывала, что у нее тоже вкусовые пристрастия — ей все время хотелось селедки.
Как понимаю, таким образом мой организм отчаянно пытался получить какие-то микроэлементы, так как я заметила, что у меня стало часто пересыхать во рту, появились заеды… Я попробовала попить витамины, железо, но симптомы особо не проходили, к тому же появилось учащенное мочеиспускание по ночам. За полгода я похудела на два килограмма (с 54 до 52-х).
О диагностике
В итоге только в сентябре (!), проснувшись как-то утром, я поняла, что нельзя дальше ждать, само не пройдет, надо просто пойти к врачу и выяснить, что со мной. И я платно записалась к знакомому терапевту, к которому раньше ходила по страховке. Мне повезло — если бы не Алла Евгеньевна, я не знаю, чем бы все закончилось…
Она сразу спросила: «А что с гемоглобином? Вы довольно бледная». Я сдала клинический анализ крови и оказалось, что гемоглобин — 60 при норме 120-140, а железо — 2 при норме 6-26. То есть у меня уже была тяжелая форма анемии — это показание к переливанию крови.
Доктор предложила мне вызвать скорую и поехать в больницу, но я отказалась: мне совсем не хотелось этого из-за ковида, да и в принципе не хотелось… Решила так: «Мол, если не сможем поднять железо сами, то лягу в стационар».
Я купила препараты железа, которые выписала терапевт, в поликлинике мне поставили капельницу с железом, плюс начала еще пить фолиевую кислоту. К концу октября гемоглобин был — 85, а железо — 1,5. Я чувствовала себя немного пободрее, перестала все время хотеть морской капусты. Но было понятно, что причину анемии надо искать.
Без внешнего кровотечения гемоглобин не мог самостоятельно так упасть — это я хорошо понимала.
Алла Евгеньевна сказала сразу, что надо в первую очередь проверить желудок и кишечник. И у меня пару раз за месяц были вечером и ночью спазмы в желудке, так что я не могла уснуть и приходилось пить обезболивающее. Мы ждали, когда поднимется гемоглобин, чтобы я сделала гастроскопию и колоноскопию под седацией. В итоге гастроскопия показала, что все хорошо, лишь немного повышена кислотность.
Я уже почти успокоилась, но врач настаивала на проверке кишечника: надо начать хотя бы с УЗИ органов брюшной полости. Никому ведь не хочется делать колоноскопию…
Я стараюсь почти каждый день выходить на прогулку и много фотографирую. По этим снимкам можно легко определить настроение. Эта фотография — ноябрь 2020 года.
Было уже начало ноября. Я попыталась решить вопрос с УЗИ по ОМС, потому что до этого момента делала все анализы платно и запасы денег уже были на исходе. Но терапевт в районной поликлинике сказала, что направление мне не даст, пока я опять не сдам все анализы… Короче, на УЗИ брюшной полости я снова записалась платно.
Параллельно вдруг начала чувствовать, что колет в правом боку и иногда там даже нащупывается что-то странное… Опухоль, как потом оказалось, была уже 8 сантиметров, при том, что я совсем небольшой комплекции (165см/50кг к тому моменту).
На УЗИ врач долго не могла понять, что со мной: все органы были в норме, но виднелось и прощупывалось большое подвижное образование, предположительно в кишечнике. Доктор даже предложила мне бесплатно повторить исследование на следующий день, чтобы посмотреть динамику — ни я, ни один врач не хотели предполагать худшего. Однако картина УЗИ не изменилась. В итоге моя терапевт Алла Евгеньевна сказала мне срочно делать КТ брюшной полости с контрастом.
Попытка записаться по ОМС привела к тому, что запись мне предложили только через 3 недели, как сейчас помню, на 5 декабря. Забегая вперед, скажу, что 9 декабря у меня уже была операция. Так что КТ я тоже сделала платно — уже через 3 дня.
Результаты КТ — картина опухолевого процесса слепой и восходящей ободочной кишки, размер опухоли 8 сантиметров, оставшийся просвет — 5 миллиметров. Но так как это самое начало кишечника, то и кровотечения я не видела.
Самое страшное воспоминание о том периоде — это пробуждение утром, когда вдруг за несколько секунд ты вспоминаешь, что происходит, и каждый раз не можешь поверить, что это правда.
Я была в шоке. Но, опуская лирику, скажу, что с момента УЗИ и до момента операции у меня ушло три недели. Я знала, что время работает против меня. Признаюсь, до последнего не верила, что это рак. Но понимала, что мне нужно действовать очень быстро, не раздумывая много, — иначе мне грозила непроходимость кишечника. Мобилизация как-то помогает психологически — я старалась сделать все, что могла, чтобы помочь себе, и у меня почти не оставалось времени на истерики.
В конце ноября я сделала колоноскопию, которая подтвердила наличие большой опухоли с признаками распада. Мне нужно было срочно решать вопрос с операцией.
Что еще важно знать:
На вопросы о настораживающих симптомах, скрининге колоректального рака и необходимых диагностических исследованиях мы попросили ответить онколога-химиотерапевта Сергея Югая — врача Клинической больницы Российской академии наук, эксперта онлайн-справочной «Просто спросить» для онкологических пациентов и их близких, выпускника и программного менеджера Высшей школы онкологии.
На какие симптомы нужно обратить внимание?
- Продолжительная усталость, от которой не спасает отпуск.
- Даже незначительная потеря веса (5%), особенно если не меняется образ жизни.
- Изменение предпочтений в еде, хотя это может свидетельствовать не только о раке.
- Одышка и другие нехарактерные ощущения при обычных нагрузках.
- Краткосрочные повышения температуры до 38 и выше.
- Если мы говорим о колоректальном раке, то настораживающий симптом — это нарушения работы кишечника, например, диарея или запоры, которых не было раньше.
- Боль.
Как отличаются симптомы при опухоли в разных отделах кишечника?
При опухолях сигмовидной кишки и в целом опухолях левой половины толстой кишки чаще встречаются симптомы нарушения кишечной проходимости.
При полноценной непроходимости это, как правило, схваткообразные боли, вздутие живота, длительное отсутствия стула и отхождения газов. Часто это острая ситуация, требующая вызова скорой помощи. Однако менее выраженные нарушения дефекации могут быть и хронической проблемой.
Также могут встречаться примеси крови в стуле (гематохезия).
При опухолях прямой кишки симптомы похожи. Может быть боль в нижних отделах прямой кишки (ближе к анусу), чувство неполного опорожнения прямой кишки и дискомфорт непосредственно в процессе дефекации.
Все эти симптомы, безусловно, могут комбинироваться между собой, а их отсутствие еще не говорит об отсутствии болезни.
Можно ли обнаружить колоректальный рак без симптомов?
Колоректальный рак на ранних стадиях может протекать бессимптомно либо с минимальными симптомами, на которые не каждый человек обратит внимание. Поэтому золотым стандартом диагностики сегодня считается скрининг (выявление бессимптомных носителей колоректального рака).
Так, всем людям старше 45 лет необходимо 1 раз в 10 лет выполнять колоноскопию, с удалением полипов при их наличии. Еще один анализ (правда, обладающий меньшей чувствительностью, информативностью) — это исследование образцов кала на скрытую кровь. Любой позитивный результат может быть поводом для колоноскопии.
Для людей с изначально высоким риском колоректального рака скрининг, как правило, начинается раньше, и само обследование необходимо проходить чаще. Это:
- Пациенты с отягощенной наследственностью (колоректальный рак встречался у родственников первой линии — отца, матери, брата, сестры).
- Носители наследственных опухолевых синдромов (например, семейный аденоматозный полипоз, синдром Линча).
- Люди с воспалительными заболеваниями кишки (болезнь Крона и язвенный колит).
Более подробную информацию о скрининге на русском языке можно найти в проекте «Скрин» фонда «Не напрасно». Это простое тестирование, в котором вы отвечаете на вопросы о поле, возрасте, образе жизни, заболеваниях у близких родственников, а затем на основании ответов алгоритм системы составляет для вас план профилактики онкологических заболеваний и дает подробную информацию о необходимых обследованиях.
Какие обследования нужно пройти для диагностики колоректального рака? Какие самые информативные?
- Гастроскопия и колоноскопия (при обнаружении подозрительных на опухоль новообразований — с биопсией). Оба исследования можно сделать под седацией — вы засыпаете на 15-20 мин, а, проснувшись, уже получаете предварительное заключение о том, выявлена ли опухоль/полип или нет. После гистологического заключения уже можно судить о злокачественности процесса, а после иммуногистохимии — иметь полноценный диагноз.
- В случае обнаружения проблемы — КТ брюшной полости и легких с контрастом, а также КТ органов малого таза.
- УЗИ брюшной полости делать не стоит — у этого метода крайне низкая чувствительность (информативность).
- Клинический и биохимический анализы крови. Эти исследования не связаны с диагностикой самого рака, но входят в протокол комплексного обследования, цель которого — выявить у человека проблемы, сопутствующие основному заболеванию, например, анемию.
Что еще почитать:
- Рак прямой кишки: можно ли предотвратить?
- 9 фактов о колоректальном раке
- Симптомы рака: что должно насторожить?
- Профилактика рака: как не заболеть
Как бороться со страхом и паникой, если у вас обнаружили подозрительное новообразование или другой симптом и направили на обследования, чтобы исключить онкологический диагноз? Как в ожидании результатов суметь сосредоточиться на работе и повседневных делах? Стоит ли рассказывать о ситуации друзьям и коллегам? Разбираемся, как помочь себе и близкому в этот период.
Важные контакты:
- Если вы или ваш близкий столкнулись с онкологическим заболеванием и хотите узнать больше о диагнозе, корректности назначенной схемы лечения и необходимых обследованиях, заполните заявку на сайте бесплатной онлайн-справочной «Просто спросить». Специалисты ответят на ваши вопросы в течение трех дней.