Комплексное лечение тяжелого абдоминального сепсиса у пациента, оперированного по поводу аденокарциномы желудка
Комплексное лечение тяжелого абдоминального сепсиса у пациента, оперированного по поводу аденокарциномы желудка
Рак желудка сохраняет лидирующее место в структуре злокачественных заболеваний, уступая лишь аденокарциноме легкого. Хирургический метод лечения остается «золотым» стандартом.
Однако существуют проблемы послеоперационного периода связанные с особенностями хирургического вмешательства и течения злокачественного процесса. Ещё в начале XX века — Иван Петрович Павлов на вопрос, к каким последствиям приводит гастрэктомия, ответил: «Если какой-либо орган удален, то хотя и организм приспособился, но все-таки, очевидно, что-то потерял, ослабел, и ни в коем случае не стал сильнее».
Техника и объем операций так же определяет общие проблемы послеоперационного периода. Все перечисленные на слайде осложнения приводят к развитию перитонита. Который в 70% сопровождается развитием сепсиса.
И так вернемся к нашему клиническому наблюдению. В феврале 2008 года пациенту 51 года — был диагностирован рак антрального отдела желудка, высокодифференцированная аденокарцинома. В апреле в плановом порядке выполнена операция субтотальная резекция желудка по РУ, холецистэктомия.
Течение вторых послеоперационных суток осложнилось развитием острого отечного панкреатита. Консервативная терапия — не эффективна. В связи с развитием перитонита выполняется экстренная релапаротомия. Интраоперационно: деструктивный панкреатит, из особенностей отмечено расширение приводящей петли тощей кишки до энтере-энтероанастомоза с явлениями венозного стаза. Выполнена адекватная санация, дренирование брюшной полости и декомпрессия кишечного тракта.
На третьи сутки клинические признаки перфорации полого органа. Выполнена экстренная релапаротомия. Интраоперационно выявлен некроз культи кишки и участка приводящей петли тощей кишки. Выполнена дуоденэктомия, резекция некротизированного участка тощей кишки, дренирование панкреатического и общего желчного протоков.
Септический шок развился интраоперационно. Начат комплекс интенсивной терапии. ИВЛ, инотропная поддержка. С целью экстракорпоральной детоксикации проведен 72 —х часовой сеанс вено-венозной гемофильтрации с высокими объемами замещения.
На этом фоне состояние стабилизировалось. Отмечено значительное снижение инотропной поддержки, улучшение показателей транспорта кислорода.
Течение заболевания осложнялось формированием вторичных гнойных очагов.
Выявление и санация которых проводилась по алгоритму комплексной терапии абдоминального сепсиса. Который подразумевает интенсивное наблюдение за пациентом. При нарастании эндогенной интоксикации — своевременная диагностика, хирургическая обработка. Нашей задачей является разорвать порочный круг. Прошу аудиторию обратить внимание. Сроки диагностики и эрадикации инфекционного агента — прямо пропорциональны срокам выздоровления.
Проведение комплекса диагнотсики и хирургической обработки проходило на фоне течения тяжелого абдоминального сепсиса, требовавшего органо-заместительной терапии. В связи с прогрессированием почечной недостаточности проводились сеансы почечно-заместительной терапии, в очередной раз доказавшей своё стабилизирующее и органопротективное действие.
Тяжелое течение полисегментарной пневмонии с дыхательной недостаточностью требовало проведения длительной ИВЛ.
Большие потери из панкреатического и желчного свищей, синдром гиперкатаболизма. Полностью компенсировались изменением объемного и качественного состава парентерального питания и инфузионной терапии. На сутки пациент был переведен в хирургическое отделение. Через месяц на фоне стабилизации состояния, улучшения функции пищеварения пациент был выписан.
К сожалению по месту жительства пациент за медицинской помощью не обращался. Через пять месяцев с ухудшением состояния повторно госпитализирован в Пироговский центр. Состояние было тяжелое, обусловленное хронической интоксикацией, гипотрофией 2 степени.
Причиной интоксикации явилась выявленная многокамерная полость располагающаяся по всему правому фланку. Возникла неоднозначная клиническая ситуация: с одной стороны наличие гнойного очага требовало срочной санации, с другой стороны операция на фоне выраженного истощения — заведомо привело к неблагоприятному исходу. Больной консультирован академиком Юрием Леонидовичем Шевченко. Принято решение компенсировать метаболические нарушения с последующим выполнением реконструктивной операции направленной на восстановление целостности желудочно-кишечного тракта.
Интенсивная предоперационная подготовка привела к переключению метаболических реакций в сторону повешения основного обмена. И на этом фоне .
30.12.2008 года выполнена плановая реконструктивно-восстановительная операция. Выполнено вскрытие, санация, дренирование отграниченного забрюшинного затёка, наложение холедохопанркеатоеюностомии с тонкокишечным анастомозом по Брауну. Послеоперационный период протекал относительно гладко.
На 76 сутки пациент восстановил массу тела, был выписан. Месяц назад пациент прошел контрольный осмотр: прогрессирования онкологического процесса не выявлено, клинико-лабораторные показатели в пределах нормы. Приступил к работе. Таким образом данный клинический случай демонстрирует уникальные возможности лечебно-диагностической инфраструктуры Пироговского центра в проведении комплексного лечения онкологического пациента с тяжелым абдоминальным сепсисом.
"