Аритмия у детей - причины, симптомы, диагностика и лечение

Аритмия у детей
Аритмия у детей – это различные нарушения сердечной деятельности, проявляющиеся в изменении частоты, последовательности или регулярности сердечных сокращений. Проявления аритмии у детей, как правило, неспецифичны: слабость, одышка, бледность кожи, отказ от еды, повышенная утомляемость, обмороки. Диагностика аритмии у детей включает регистрацию ЭКГ, проведение суточного мониторирования сердца, ЧПЭКГ, ЭхоКГ, стресс-тестов. В лечении аритмии у детей используются медикаментозные и немедикаментозные методы (РЧА, криоабляция, имплантация антиаритмических устройств).
МКБ-10
R00 Отклонения от нормы сердечного ритма- Причины
- Классификация
- Симптомы аритмии у детей
- Диагностика
- Лечение аритмии у детей
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Аритмия у детей – различные по происхождению изменения сердечного ритма, возникающие вследствие нарушения функции автоматизма, возбудимости и проводимости сердца. В педиатрической практике встречаются такие же многочисленные нарушения ритма сердца, что и у взрослых. Аритмии у детей выявляются во всех возрастных группах, однако периодами наибольшего риска по развитию и проявлению аритмий являются период новорожденности, 4-5 лет, 7-8 лет и 12-14 лет. Именно поэтому в рамках диспансеризации детей этого возраста целесообразно предусматривать обязательные консультации детского кардиолога и ЭКГ-скрининг.
Статистический анализ распространенности аритмий у детей затруднен в связи с тем, что даже у здоровых детей встречаются эпизоды нарушений ритма сердца: миграция водителя ритма, брадикардия, тахикардия, экстрасистолия, феномен WPW, атриовентрикулярная блокада I степени и др. Причины возникновения аритмий, их течение, терапия и прогноз и у детей имеют свои особенности.
Причины
Все причины, приводящие к возникновению аритмии у ребенка, можно разделить на кардиальные (сердечные), экстракардиальные (внесердечные) и смешанные. Синусовая аритмия у детей часто может носить функциональный характер, т. е. являться естественной реакцией организма на жаркую погоду, неадекватную физическую нагрузку, сильные эмоции и т. д.
1. К кардиальным причинам развития аритмии у детей следует отнести:
- пороки сердца: ВПС (аномалию Эбштейна, дефект межпредсердной перегородки, открытый атриовентрикулярный канал, тетраду Фалло), приобретенные пороки сердца,
- операции на сердце по поводу ДМЖП, ДМПП и др.,
- поражение проводящих путей сердца: вследствие миокардитов, миокардиодистрофии, дилатационной и гипертрофичсеской кардиомиопатии, перенесенных васкулитов и ревматизма, опухолей сердца, перикардитов, травм сердца, сопровождающихся кровоизлиянием в область проводящих путей,
- электролитные нарушения, вызванные тяжелыми инфекциями, сопровождающимися потерей жидкости: ангиной, дифтерией, пневмонией, бронхитом, кишечными инфекциями, сепсисом,
- ятрогенные причины: механические воздействия при зондировании полостей сердца и проведении ангиографии,
- аномалии развития проводящей системы: синдром WPW, аритмогенную правожелудочковую кардиомиопатию и др.
2. Экстракардиальными факторами аритмии у детей могут выступать:
- патологическое течение беременности и родов,
- недоношенность,
- внутриутробная гипотрофия плода, приводящие к незрелости проводящей системы сердца и нарушению его иннервации,
- функциональные расстройства нервной системы (эмоциональное перенапряжение, вегето-сосудистая дистония),
- эндокринные нарушения (гипотиреоз, тиреотоксикоз),
- заболевания крови (железодефицитная анемия) и др.
О смешанных аритмиях у детей говорят в том случае, если имеет место сочетание органических заболеваний сердца и нарушений нейрогуморальной регуляции его деятельности.
Классификация
Наиболее распространенной классификацией аритмий у детей является их разделение по нарушению функций миокарда (автоматизма, возбудимости, проводимости и их сочетаний):
1. К нарушениям функции автоматизма у детей относятся:
- синусовая аритмия,
- синусовая брадикардия,
- синусовая тахикардия,
- миграция водителя ритма,
- медленные выскальзывающие ритмы.
2. Аритмии у детей, обусловленные нарушением возбудимости миокарда, включают:
- экстрасистолию,
- непароксизмальную и пароксизмальную тахикардию,
- мерцательную аритмию (мерцание и трепетание предсердий),
- мерцание и трепетание желудочков.
3. Нарушения функции проводимости представлены:
- синоатриальной блокадой,
- внутрипредсердной и внутрижелудочковой блокадой,
- атриовентрикулярной блокадой.
4. К комбинированным аритмиям у детей относят:
- синдром WPW,
- синдром удлиненного интервала QT,
- синдром слабости синусового узла.
На основании клинической значимости аритмии у детей подразделяются на 2 группы. Клинически незначимые аритмии у детей включают нестойкие, асимптоматические, не влияющие на самочувствие ребенка и прогноз нарушения ритма (единичные экстрасистолы, миграция водителя ритма в период сна, не проявляющиеся клинически синусовые брадикардия и тахикардия и др.). Группу клинически значимых аритмий у детей составляют стойкие нарушения ритма, оказывающие влияние на самочувствие ребенка и прогноз (частые экстрасистолы, пароксизмальные аритмии, СССУ, синдром WPW и др.).
Симптомы аритмии у детей
Около 40% аритмий у детей выявляются случайно, в процессе плановой диспансеризации или в ходе обследования ребенка после перенесенного заболевания. В остальных случаях клинические проявления аритмии у детей неспецифичны. У младенцев аритмию следует заподозрить при появлении приступообразной одышки, изменения цвета кожных покровов (бледности или цианотичности), беспокойном поведении, отказе от еды или вялом сосании, плохой прибавке в весе, плохом сне, пульсации сосудов шеи.
Аритмия у ребенка старшего возраста может сопровождаться повышенной утомляемостью, плохой переносимостью физических нагрузок, неприятными ощущениями в области сердца (перебои, замирание, сильный толчок), артериальной гипотонией, головокружениями и обмороками.
К потенциально опасным аритмиям у детей, сопряженным с повышенным риском внезапной смерти, относятся удлинение интервала QТ, желудочковые тахиаритмии, сопровождающиеся гипоксической энцефалопатией, ишемией миокарда, острой сердечной недостаточностью.
Диагностика
Объективно при аритмии у детей выявляются замедление или учащение сердечного ритма по сравнению с возрастной нормой, неритмичность сокращений сердца, дефицит пульса. При оценке пульса у детей следует учитывать возрастные нормы: так, у новорожденных ЧСС составляет 140 уд. в мин., в 1 год - 120 уд. в мин., в 5 лет – 100 уд. в мин., в 10 лет – 90 уд. в мин., у подростков - 60-80 уд. в мин. Объективные исследования:
- ЭКГ. Электрокардиографическое обследование детей с аритмией включает регистрацию ЭКГ лежа, стоя и после незначительной физической нагрузки. Такой подход позволяет выявить вегетозависимые нарушения ритма. Суточное мониторирование ЭКГ не ограничивает свободную активность пациента и сегодня может проводиться детям любого возраста, включая новорожденных. С помощью холтеровского мониторирования выявляются любые формы аритмии у детей. ЧПЭКГ используется при обследовании детей старшего возраста.
- Нагрузочные тесты. Исследования при помощи нагрузочных тестов (велоэргометрии, тредмил-теста) незаменимы для выявления скрытых нарушений ритма и проводимости, определения толерантности к физической нагрузке, прогнозирования течения аритмий у детей.
- Фармакологические пробы. В детской кардиологии для выявления аритмий применяются фармакологические пробы (атропиновая, калий-обзидановая).
- УЗИ сердца. С целью обнаружения органических причин аритмии у детей проводится ЭхоКГ.
Для определения взаимосвязи аритмии у детей с состоянием ЦНС выполняется ЭЭГ, реоэнцефалография, рентгенография шейного отдела позвоночника, консультация детского невролога.
Лечение аритмии у детей
Функциональные аритмии у детей лечения не требуют, в этом случае родителям следует уделить внимание организации режима дня ребенка, полноценному отдыху, умеренной физической активности. В лечении клинически значимых аритмий у детей используются консервативные медикаментозные и хирургические подходы.
Во всех случаях терапия должна начинаться с исключения факторов, вызывающих аритмию у детей: лечения ревматизма, санации хронических очагов инфекции (аденотомии, тонзиллэктомии, лечения кариеса и пр.), отмены лекарственных препаратов, вызывающих нарушения ритма и т. д.
Консервативная фармакотерапия аритмии у детей включает три направления: нормализацию электролитного баланса миокарда, применение противоаритмических средств, улучшение метаболизма сердечной мышцы. К средствам, нормализующим электролитный баланс, относятся препараты калия и магния. Противоаритмическая терапия осуществляется мембраностабилизирующими средствами, бета-адреноблокаторами, блокаторами кальциевых каналов и др. С целью метаболической поддержки миокард используются витамины, микроэлементы, анаболики.
При резистентных к медикаментозной терапии аритмиях у детей показано малоинвазивное хирургическое лечение: радиочастотная абляция или криоабляция патологических аритмогенных зон, имплантация электрокардиостимулятора или кардиовертер-дефибриллятора.
Прогноз и профилактика
Течение аритмии у детей определяется причинами и возможностью их устранения, а также степенью гемодинамических расстройств. При функциональных аритмиях прогноз благоприятный. Мерцательная аритмия увеличивает риск развития сердечной недостаточности и тромбоэмболических осложнений. Наибольшие опасения в отношении риска внезапной смерти вызывают аритмии у детей, развивающиеся на фоне органического поражения сердца, АВ-блокады III степени, комбинированные аритмии.
Профилактика аритмии у детей предусматривает устранение предрасполагающих факторов, лечение основных заболеваний, профилактическое обследование сердечно-сосудистой системы. Диспансерное наблюдение детей с аритмией осуществляют педиатр, детский кардиолог, по показаниям – детский эндокринолог, детский невролог, детский ревматолог и др.
Литература1. Нарушения сердечного ритма в педиатрической практике/ Мищенко О.П., Климова Н.В., Савченок Е.А., Данилова Н.Б., Медведева С.В. - 2004.
2. Нарушения сердечного ритма у детей и подростков/ М.Л. Столина, М.Г. Шегеда, Э.Ю. Катенкова// ТМЖ. - 2019. - №4.
"